8 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

BMW. Пропеллер, пронзающий небо

Весьма перспективным направлением в начале XX века считались авиационные двигатели, вот и на северной окраине Мюнхена в 1913 году сын изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто Густав и Карл Рапп основывают свои маленькие фирмы. Первая мировая война приносит заказы и хорошие прибыли, и в 1916 создается объединенная компания, которой 20 июля следующего года дали название БМВ. На должность ведущего конструктора пригласили известного инженера Макса Фрица, ранее работавшего в концерне «Даймлер», и вскоре началась разработка авиамотора BMW IIIA. В конце 1919 Франц Зено Димер установил на самолете, имевшем такой двигатель, мировой рекорд высоты полета – 9760м.

Поражение Германии в войне и последующий запрет на разработку и постройку военной техники, в том числе самолетов, привели к распаду многих частных компаний. Такая угроза нависала и над акционерным обществом БМВ, но предприятие вовремя занялось производством вначале мотоциклетных моторов, а позже и самих мотоциклов. Первенец получил обозначение R32 и был оценен мировым сообществом на Парижской мотовыставке в 1923 году. Развитие компании в этом направлении оказалось успешным, и в 1929 году заводской спортсмен Эрнст Хенне стал самым быстрым мотогонщиком в мире.

bmw r51_2.jpg
BMW-R51

Жизнь в стране налаживалась, и многие немцы могли позволить себе приобретение автомобиля, а «Баварская моторная компания» только проводила эксперименты по их выпуску, и большую часть прибыли приносили все те же авиационные моторы. BMW первой в Европе стала выпускаться радиальные моторы, соглашение на выпуск которых было подписано с американской фирмой Pratt & Whitney. В 1924 году был совершен первый межконтинентальный перелет (в Персию), самолет Rohrbach Romar, оснащенный тремя двигателями «Баварской моторной компании», без труда преодолел столь большое расстояние. В 1927 было установлено 87 мировых рекордов воздухоплавания, из них 29 – на самолетах с моторами «БМВ». Тем не менее, в конце 20-х фирма вновь оказалась на грани банкротства, из-за чего Рапп и Отто продали ее другим двум компаньонам – Готаеру и Шапиро. Последний лично знал английского предпринимателя Герберта Остина, конструктора популярных малолитражных автомобилей, и приобрел у того лицензию на производство таких моделей в Айзенахе. До того в Германии лишь «Даймлер-Бенц» выпускал большинство типов машин конвейерным способом, теперь у него появился достойный конкурент.

bmw_dixi.jpg
BMW Dixi

Первые 100 экземпляров немецких «Остинов» имели правый руль – традиционный для Англии и нонсенс для Германии. Конструкцию доработали в оперативном порядке. К 1928 году было произведено около 15 тысяч экземпляров, в качестве наименования модели использовали название ранее купленной фирмы «Дикси».

Малолитражки приносят хорошие прибыли, и Шапиро приглашает на должность главного автомобильного конструктора известного инженера и дизайнера Вунибальда Кама, который возглавил разработку первой собственной конструкции компании. Он несколько лет играл важную роль в построении ее модельного ряда. 1 Апреля 1932 был представлен BMW-3/15 PS, первый собственный проект завода, но все-таки основанный на английских технических решениях. Двигатель мощностью 20 л.с. позволял развить максимальную скорость в 80 км/ч, впервые в мире на массовом автомобиле применили четырехступенчатую коробку передач.

BMW-303-2.jpg
BMW-303

В 1933 году на Берлинской автомобильной выставке демонстрировался первый в истории марки рядный 6-цилиндровый двигатель – BMW-303 объемом 1200 куб.см – он разгонял специально подготовленный автомобиль до скорости 90 км/ч и стал основой для многих последующих спортивных моделей. Новый ориентированный на быструю езду автомобиль, также получивший индекс «303», отлично подходил для появившихся в Германии автобанов – легкая трубчатая рама, независимая передняя подвеска и рулевое управление с почти спортивными характеристиками. Впервые именно на нем применили решетку радиатора в виде двух вытянутых овалов – отличительную черту всех последующих творений БМВ. Обеспеченным покупателям предлагался двухместный кузов типа родстер. За БМВ-303 последовали модели, отличавшиеся объемом силовых агрегатов – 0,9 и 1,5 л. – и согласно созданной классификации концерна (первая цифра указывала класс, а две другие – рабочий объем двигателя) получившие обозначения 309 и 315.

bmw315_02.jpg
BMW-315

В 1936 дебютировала легендарная спортивная БМВ-328, сделавшая производителя еще более популярным и знаменитым. Двухместный автомобиль, разгонявшийся до 150 км/ч, стал победителем множества соревнований различных типов: кольцевых гонок, ралли, и даже скорости поднятия на холм. В 1940 золотой кубок легендарного ралли Mille Miglia также перешел к немцам.

Мотоцикл BMW-R12 1935 года впервые в мире для массового выпуска получил телескопическую вилку, R71 образца 1939 стал прототипом советского М72, производившегося у нас порядка двадцати лет, а R75 1940 года впоследствии был признан лучшим мотоциклом Второй Мировой войны. Он имел двигатель объемом 746 куб.см, пониженную передачу, задний ход, привод на коляску и многие другие новшества.

R75.jpg
BMW-R75 в исполнении "Сахара" для войск Роммеля

В годы Второй Мировой войны выпуск автомобилей был приостановлен – главной продукцией заводов вновь стали авиамоторы и армейские мотоциклы. Причем, выпуск последних вели только в Айзенахе. В этот период компания осваивает выпуск реактивных двигателей для самолетов и ракет. Капитуляция фашистской Германии стала отправной точкой в разделении предприятия на части – четыре завода, оказавшиеся в Советской зоне оккупации были демонтированы и разрушены, головной завод в Мюнхене демонтировали англичане, а в связи с выпуском военной продукции страны-союзники запретили на три года эксплуатацию двух оставшихся предприятий в том же Мюнхене.

После раздела побежденной Германии на два государства, раскололась и «Баварская моторная компания».

bmw 340.jpg
BMW-340

Предприятие, располагавшееся на территории ГДР, по репарациям поставляло в Советский Союз машины довоенных типов – моделей 321 и 340, а позже стало выпускать автомобили «Вартбург», взяв название марки, выпускавшейся на заводе на рубеже веков, когда еще и БМВ не существовала. Национализация отрицательно сказалась на состоянии фирмы со штаб-квартирой в Айзенахе.

Западная часть концерна возобновила выпуск мотоциклов в 1948, причем на конвейер поставили довоенный R12, но уже в 1950 в продажу попал R51/2, имевший оппозитный двигатель, карданный вал, телескопическую переднюю вилку и свечную подвеску заднего колеса. В 1954 заводские гонщики BMW побеждают в мировом чемпионате по гонкам на мотоциклах с колясками, вершина пьедестала была занята командой в течение двадцати последующих лет. Отделение концерна – BMW Triebwerk GmbH – возобновляет производство авиамоторов в 1955 году.

При поддержке немецкого Национального банка компания решилась на отчаянный ход: в 1951 году начались продажи роскошного седана БМВ-501, автомобиля, существование которого было трудно представить в разрушенной войной стране. Первоначально седан имел рядный 6-цилиндровый силовой агрегат, позже добавилась «восьмерка». А в 1955 дебютировала крошечная «Изетта» с мотором в 0,3 л мощностью 13 л.с.. Машина внешне походила на частично остекленное яйцо с фарами и зеркалами и имела единственную дверь, открывавшуюся вперед.

1973_BMW_2002_Turbo.jpg
BMW-2002 Turbo

Экономисты фирмы неправильно проанализировали структуру рынка, и зимой 1959 года отсутствие в модельном ряду машин среднего класса поставило под удар существование БМВ как независимого автопроизводителя. Долги предприятия увеличивались, и руководство концерна «Мерседес-Бенц», который был основным акционером немецкого Национального банка, потребовало свернуть на заводах должника выпуск собственных конструкций и производить «Мерседесы» среднего класса. Положение спасли мелкие акционеры и представительства компании по всей стране – были собраны средства на разработку и постановку на конвейер серии машин среднего класса. На Франкфуртской автомобильной выставке 1961 года БМВ представила опытные образцы модели «1500», и тут же получила заказы на поставку около 20 000 экземпляров, хотя заводы в следующем году смогли дать лишь 2000 машин (кстати, силовой агрегат БМВ-1500 взяли за основу двигателя для «Москвича-412», что старались скрыть, подавая его потребителю как отечественную разработку). На базе семейного седана создали БМВ-1800 TI класса «Гран Туризмо», разгонявшийся до 186 км/ч.

В 60-е годы компания снова оказалась в лидерах продаж. Усиленно работали конструкторы – была создана антиблокировочная система тормозов (ABS), поставлен на конвейер первый в мире массовый автомобиль с турбомотором (БМВ-2002-Турбо). В 1970 году близ Олимпийского центра в Мюнхене была открыта новая штаб-квартира. Вскоре стал действовать первый контрольно-испытательный полигон в Ашхайме, а для проектирования новых моделей создали Научно-исследовательский центр. BMW 3.0 CSL, выставленная на гонки в 1974, была первым в мире автомобилем, оснащенным системой ABS. Школа водительского мастерства при концерне начала действовать через три года после этого и работает по сей день. В 1978 появилось роскошное купе БМВ-635 CSi, ставшее символом прогресса и родоначальником «шестой» серии. Его двигатель объемом 3,5 л устанавливался и на «пятой» серии, такие машины получали букву «М» в индексе, что означало новое направление в деятельности концерна – «Motorsport».

BMW_635 CSi.jpg
BMW-635CSi

За 2,3 миллиарда немецких марок в 1994 году «Баварская моторная компания» приобрела британскую «Ровер групп», торговыми марками которой на тот момент являлись Rover, Land Rover и MG. С тех пор в модельном ряду концерна появились сверхмалые автомобили и внедорожники. Через четыре года был куплен завод «Роллс-Ройс» (любопытно, что его танковые заводы в годы Второй Мировой бомбили самолеты с двигателями БМВ). С 1995 благодаря усилиям исследовательского отдела концерна на всех моделях головной марки появляются подушки безопасности для переднего пассажира и системы противоугонной блокировки двигателя. Тогда же, в 1995, начинает действовать завод в городе Спартанбург в Соединенных Штатах.

В наши дни концерн БМВ располагает пятью заводами в Германии и еще двадцатью двумя за рубежом, на предприятиях компании сборка ведется вручную, а компьютерный контроль осуществляют только для уже готовых автомобилей. Легендарная эмблема «Баварской моторной компании» в виде пронзающего небо пропеллера, выполненная в традиционных баварских цветах, остается символом качественного, престижного товара, знаменитой марки, выбравшей для себя девиз «С удовольствием за рулем».