9 Ноября 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

AMG. Тюнинг на три буквы

Истоки

В 1965 году механики-мотористы Ханс-Вернер Ауфрехт и Эрхард Мельхер сделали первую совместную работу, выполнив заказ автогонщика Манфреда Шиека, который решил построить болид для кольцевых гонок из казалось бы неподходящего на эту роль флагманского седан Mercedes-Benz 300 SE. Машина с перестроенным «сердцем» успешно показала себя в соревнованиях, и молодые механики и решили создать свое дело, чтобы дорабатывать авто одной из лучших немецких марок.

Знаменитое ныне тюнинг-ателье было основано 1 июня 1967 года в окрестностях городка Бургсталл, и первым для него помещением стало здание бывшей мельницы. Интересно, что единственным владельцем ателье был Ханс-Вернер Ауфрехт, а приглашенный в качестве помощника его брат Фридрих и Эрхард Мельхер официально стали лишь наемными рабочими. В качестве названия для компании основатели взяли первые буквы своих фамилий, а третьей литерой «поделился» родной город братьев Ауфрехтов – Гроссаспаш.

Первые клиенты

Конечно, некий господин из Киля не был для мастеров AMG самым первым клиентом – сам он узнал о талантливых механиках от гонщиков, чьи команды готовились к соревнованиям в окрестностях Бургсталла. Но с ним связана история, давшая инженерам вдохновение для дальнейших проектов.
Владельцу престижного седана от Mercedes-Benz, поклоннику автоспорта, в собственной машине не хватало многого. Потому, услышав, что на другом конце Германии имеется мастерская, сотрудники которой смогут выжать из двигателя «все соки», он отправился делать свой заказ. По указанному адресу обнаружилась старая мельница, в ворота которой его седан едва ли смог бы протиснуться, а внутри была выкопанная вручную (!) смотровая яма. Невзирая на эти обстоятельства, немец оставил заказ и автомобиль братьям Ауфрехтам и Мельхеру.

2.jpg

Забрав машину, первый частный клиент AMG направился домой и… вернулся через три часа. Можно только представить, какие чувства возникли в тот момент у начинающих бизнесменов! Но выяснилось, что господин из Киля развернулся на полпути лишь для того, чтобы поблагодарить мастеров за преображение его седана. Итак, дальнейший путь развития ателье был понятен.

Вскоре мастера молодого и тогда еще малоизвестного ателье подготовили пакет доработок двигателей для клиентских седанов среднего класса Mercedes-Benz 250: 2,5-литровый карбюраторный мотор они превращали в 2,8-литровый впрысковый, поднимая его мощность со 135-ти до 185 л.с. (с 99-ти до 136 кВт). Когда спустя три года автоконцерн выпустил машину с таким же силовым агрегатом, инженеры из AMG стали не только форсировать двигатель модели 280E до 230 л.с. (169 кВт), но и начали предлагать к нему вентилируемые дисковые тормоза, пятиступенчатую «механику», дифференциал повышенного трения, обтянутый кожей руль и спортивные передние сиденья. Это был важный шаг на пути к успеху.

3.jpg

Машина «35»

Работали мастера и над «топ-моделью» марки Mercedes-Benz, седаном 300 SEL, для которого были доступны три уровня доработок, так сказать, на все вкусы. Одним из первых обратившихся в ателье владельцев этой модели стал промышленник Герман Сигер, ставший настоящим фанатом AMG, готовый помочь финансами в организации собственной для мастерской гоночной команды.

Примерно в то же время на глаза Хансу-Вернеру Ауфрехту попалось объявление. Продавался битый Mercedes-Benz 300 SEL менее чем за половину стоимости нового. Машину выкупили и начали готовить для участия в «24 часах Спа» – соревнованиях, в которых господствовали британские «флагманы» и настоящие спорткары, но никак не люксовые седаны. 6,3-литровый V8 расточили до 6,8 литра, заменили распредвалы, головку блока цилиндров и произвели еще целый ряд операций, доведя максимальную мощность до 428 л.с. (315 кВт). Поработали также над тормозами, подвеской и внешним видом.

Гоночный дебют красного «суперседана» состоялся 4 июля 1971 года на любительских соревнованиях в Хоккенхайме. Машина оказалась способной ехать так, как никакой другой автомобиль массой свыше 1,6 тонны. Однако авария на трассе поставила под сомнения участие команды AMG в 24-часовых гонках в Бельгии. На тот момент инвестиции в проект составили уже более 100 000 долларов, и спонсоры были не в состоянии финансировать восстановление седана, прозванного прессой «красной пилой» за его цвет и разгонную динамику.

4.jpg

Тогда владельцы ателье решили объявить о сборе пожертвований на «лечение» своего творения в эфире самой популярной немецкой новостной телепрограммы Tagesschau. Средства были собраны, и в течение двух недель «красная пила» была отстроена заново. Но перед командой AMG встала новая проблема: все свободные на тот момент пилоты отказывались садиться за руль огромного тяжелого Mercedes-Benz 300 SEL. Буквально в последний момент пришло согласие от ветеранов немецкого автоспорта, Ханса Хайера и Клеменса Шиккентанца.

Украшенный логотипами AMG красный седан с бортовым номером «35» вышел на старт «24 часов Спа» 24 июля 1971 года. Несмотря на ряд проблем, таких как быстрый износ шин и необходимость частых дозаправок, скорость и мощь «красной пилы» сделали свое дело: автомобиль пришел к финишу первым в своем классе и стал вторым в общем зачете. Неужели не понятно, в какое тюнинг-ателье после этого стали обращаться владельцы «Мерседесов»?

6.jpg

Новые направления

В начале 1970-х годов, после того как интерес к продукции ателье возрос, мастера AMG начали предлагать пакеты доработок и для моделей Mercedes-Benz младших классов. Были доступны оригинальные легкосплавные колесные диски и спортивные шины, элементы двигателей, шасси и тормозной системы.

Эта продукция пользовалась спросом на рынке, и владельцы ателье активно взялись за некоммерческие проекты. В 1974 году был построен необычный для своего времени шоу-кар: инженеры взяли стандартный Mercedes-Benz 300SL (известный как «крыло чайки», Gullwing) и оснастили его новейшим 4,5-литровым V8, гидроусилителем руля и кондиционером. Внешне машина отличалась от «первоисточника» обтекателем под передней частью, отсутствием хрома и бамперов.

7.jpg

В 1976 году стало ясно, что даже расширенной мастерской под Бургсталлом для ателье недостаточно. Часть сотрудников вместе с Хансом-Вернером Ауфрехтом отправилась в Аффальтербах, чтобы заниматься шасси, стайлингом внешнего вида и интерьерами, а остальной коллектив под руководством Эрхарда Мельхера остался на прежнем месте и сосредоточился на сборке оригинальных двигателей.
Спустя год команда AMG якобы в частном порядке выставляет четыре седана Mercedes-Benz 280E на ежегодный марафон «Лондон-Сидней». Машины приходят к финишу первой, второй, шестой и восьмой. Финансировавший этот проект автопроизводитель окончательно убеждается в необходимости сотрудничества с перспективным ателье.

Одним из плодов «добрососедских отношений» стал пакетов доработок для будущей легенды, Mercedes-Benz G-Klasse, уже в 1979-м, в год появления внедорожника. Одним из интересных вариантов оформления машины были головная оптика и решетка радиатора от Mercedes-Benz W123.

5.jpg

«Кувалда» и автоспорт

В 1980-му мастера тюнинг-ателье строят свою версию купе Mercedes-Benz 450 SLC с 375-сильным (276 кВт) двигателем. На этой машине гонщики Клеменс Шикентанц и Йорг Дензел на Северной петле Нюрбургринга выигрывают первую для команды AMG гонку в чемпионате мира по турингу. Еще несколько лет команда действовала как независимая, а испытанные в гонках технологии позволили вывести на рынок в 1983 году головки блоков с четырьмя клапанами на цилиндр для V-образных «восьмерок» от Mercedes-Benz. Спустя год дебютирует модель 500 SEC AMG, показавшая, что большое купе может разгоняться до 280 км/ч, и ставшая базовой машиной для гоночных авто команды.

В 1986 году немцы построили авто, помимо традиционного буквенно-цифрового обозначения (300 E AMG) получившее и собственное имя. Hammer («кувалда») представлял собой купе или седан Mercedes-Benz W124, в который мастера AMG установили 5,6-литровый V8 мощностью 360 л.с. (265 кВт), доработанную подвеску и многое другое. «Самый быстрый седан» по версии американского Auto Week мог разгоняться до 303 км/ч, а в диапазоне 60-120 км/ч по динамике Hammer превосходил даже Lamborghini Countach. Мастера ателье доказали, что вполне себе городской автомобиль может на деле оказаться еще и суперкаром.

8.jpg

В том же году автомобили Mercedes-Benz вернулись в национальный кузовной чемпионат DTM. Логично, что двигатели для «боевых» 190 E 2.3-16 поручили готовить мастерам из AMG. В 1988 году автопроизводитель и тюнинг-ателье подписали соглашение о партнерстве для участия в автогонках, в том же сезоне объединенная команда выиграла четыре этапа серии. Впервые гонщик Mercedes-AMG становится чемпионом DTM в 1992-м.

Новые времена

В 1993 году ателье AMG превращается в настоящего автопроизводителя. По соглашению с Mercedes-Benz, для производства спорткаров C 36 AMG не требовались стандартные модели. Необходимые компоненты приходили на завод в Аффальтербах, где из них и собственных комплектующих собирались оригинальные авто. В 1996-м в Женеве дебютирует вторая авторская модель марки, E 50 AMG. Через год число проданных под собственным брендом машин переваливает за отметку в 5000 экземпляров.

Тогда же, в 1997-м, трижды чемпионом гоночной серии DTM становится Бернд Шнайдер. На этот раз гонщик выступал на суперкаре Mercedes-Benz CLK-GTR, созданном автопроизводителем совместно с ателье AMG. Вышла машина и на дороги общественного пользования: 25 экземпляров уникального для своих лет авто были выпущены для омологации в чемпионате FIA GT 1998 года, который и был выигран заводскими спортсменами.

1 января 1999 года Ханс-Вернер Ауфрехт передал бразды правления тюнинг-ателье концерну Daimler AG, после чего была образована компания Mercedes-AMG GmbH. Так у немецкого автоконцерна появилось собственное тюнинговое подразделение. Возможности мастеров для инженерного творчества заметно расширились. В том же году компании удалось реализовать более 5000 своих авторских авто по всему миру.
9.jpg

В 2000-м на мощностях AMG начинается производство совсем уж нетипичного для марки автомобиля – огромного лимузина Mercedes-Benz Pullmann. Тогда же в количестве 55 экземпляров компания собирает первый в мире автомобиль с керамическими дисковыми тормозами – CL 55 AMG F1 Limited Edition. А в 2002 году (в честь 35-летия ателье) модельный ряд AMG решают значительно расширить за счет серии машин с 5,5-литровыми двигателями и первого доработанного авто с дизелем, C 30 AMG. К настоящему моменту команда Mercedes-AMG получила уже семь чемпионских титулов в серии DTM, а самое значимое за последние годы творение ателье – суперкар Mercedes-Benz SLS AMG – является пейс-каром Формулы-1.

Да, на сегодняшний день тюнинговые экземпляры Mercedes-Benz несут на своих бортах эмблемы не только AMG. Но такие ателье, как Lorinser и Brabus, появились уже позже и под влиянием образцов, построенных в гараже, переделанном из старой мельницы. Мастерская AMG проделала большой путь, и будем надеяться, что немецкие мастера продолжат радовать автомобилистов своими работами и впредь.