8 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Nokian Hakkapeliitta R SUV. Финская «липучка»

Для зимы – и только
Шины, называемые «всесезонными», предназначены для эксплуатации в климатических условиях, сходных с западноевропейскими – когда летние температуры редко поднимаются выше +25 С, а зимние нечасто опускаются ниже -10 С. При выходе за пределы, скажем, нижней температурной границы, «всесезонка» становится «деревянной», и тогда управляемость транспортным средством оставляет желать лучшего. Кроме того, достаточно незначительное количество ламелей на поверхности их протектора мало способствует достойному поведению машины на дороге в таких условиях. Компания Nokian Tyres исходит из принципа, что узко специализированное изделие лучше справляется с возложенными на него функциями, поскольку в рамках приемлемых цен невозможно создать композит, одинаково хорошо работающий и на трассе, прогретой до +40 С, и на укатанном снегу или ледяной поверхности при -30 С. То есть для стран с настолько резко выраженными, суровыми морозными зимами, как в России или в Финляндии, зимняя шина должна быть настоящей зимней шиной.

Тест Nokian Hakkapeliitta R SUV

Что нового
Nokian Hakkapeliitta R SUV
полностью отвечает этому принципу. Нижняя граница рабочих температур этой шины – -55 С, а верхний рубеж этого показателя, в соответствии с современными климатическими тенденциями, обеспечен на уровне +10 С. Покрышка оптимально функционирует в столь широком температурном диапазоне прежде всего за счет того, что при ее изготовлении использована новая резиновая смесь, в которой натуральный каучук дополняют соединения окиси кремния и рапсового масла. Благодаря этому улучшается сцепление с трассой на обледенелой и заснеженной дороге, а также возрастает прочность шины на разрыв.

Как решаются вопросы
Две самые большие проблемы, с которыми водитель сталкивается на обледенелой трассе, это ухудшенная управляемость и увеличенный тормозной путь. В зимних шинах Nokian Hakkapeliitta R SUV к каждому из этих вопросов – свой подход. Задачу управляемости создатели покрышки решили, применив протектор, обладающий направленным симметричным рисунком специфической формы с многочисленными острыми кромками как в продольном, так и в поперечном направлениях. Широкое центральное ребро вкупе со стабилизаторами, расположенными между шашками протектора, призвано повысить стабильность, а тройная конструкция блоков в плечевых зонах в добавок к этому обязана улучшать износостойкость покрышки. За счет особой формы косых шашек протектора, расположенных рядом с центральным ребром, угол ламелей в них оптимизирован, что обеспечивает наиболее благоприятные условия работы шины во время движения по дуге при любых поворотах руля. Ламелированное центральное ребро обеспечивает также невысокое сопротивление качению, что для зимних шин необычно – как утверждает производитель, этот показатель у Nokian Hakkapeliitta R SUV даже ниже, чем у летних шин, и обеспечивает по сравнению с последними экономию топлива по 0,5 л на каждые 100 км пробега. По шумности эта шина уже соответствует стандартам, которые введут в Евросоюзе только в 2012 году. Кстати, покрышки с направленным протектором обладают еще и лучшей сопротивляемостью аквапланированию – как по воде, так и по шуге, поскольку способствуют наилучшему отводу водных масс из пятна контакта.

Тест Nokian Hakkapeliitta R SUV

Совершенно новый подход у разработчиков оказался в решении вопроса работы шин при околонулевых температурах. Как известно, на ледяной поверхности в таких условиях образуется тонкая водяная пленка, которая начинает выполнять роль смазки между дорожным полотном и покрышкой, хотя об аквапланировании говорить еще не приходится. Чтобы улучшить сцепление с трассой в подобной ситуации, принято оригинальное решение – отвести водяную пленку из пятна контакта (при ее толщине до 0,2 мм). Разработав и запатентовав специальные ламели-насосы специфической формы, специалисты компании разместили их по шесть штук в каждой из шашек протектора плечевых зон (всего на шину приходится около 900 таких приспособлений). При движении колеса во время начала контакта участка покрышки с дорогой происходит его деформация, при этом ламель-насос втягивает в себя жидкость с ледяной поверхности трассы – по сути, шина в данной ситуации работает как губка. Причем по мере износа резины в процессе эксплуатации этот эффект сохраняется до тех пор, пока глубина протектора не достигнет величины 4 мм. Таким образом, создаются условия, при которых в пятне контакта нет водяной смазки, и на границе «шина-твердая дорожная поверхность» устанавливается плотный контакт, обеспечивающий улучшенные сцепные свойства между ними, что приводит к оптимизации управляемости транспортного средства. При выходе из пятна контакта вода, находящаяся в полости ламеля-насоса, за счет центробежных сил выбрасывается наружу.

Для сокращения длины тормозного пути разработчики Nokian Hakkapeliitta R SUV в плечевых зонах определенные участки сделали загрубленными по сравнению с остальной поверхностью протектора. Помочь в решении этого вопроса призвано и увеличение длины поперечных кромок боковых шашек протектора (им придали им зигзагообразную форму), благодаря чему возросла площадь сопротивления при торможении. Этот подход стал возможным потому, что шина с направленным протектором вращается в одном направлении, следовательно, ее участки располагаются по отношению к дорожному полотну всегда определенным образом.

У шины Nokian Hakkapeliitta R SUV прочный двухслойной каркас. Для изготовления боковин используется специальная особо прочная резиновая смесь, более устойчивая к ударам и разрывам. Кроме того, глубина протектора новых изделий составляет 9,5 мм – это самый большой показатель на рынке. Такой протектор способствует хорошей сопротивляемости аквапланированию не только на воде, но и на шуге, и обеспечивает достойное поведение шины на глубоком снегу. Благодаря всем этим приемам улучшаются эксплуатационные характеристики покрышек, они становятся более долговечными. А чтобы водитель мог следить за состоянием резины, на центральном ребре шины Nokian Hakkapeliitta R SUV имеется индикатор износа, на котором указывается остаточная глубина протектора в миллиметрах. Кстати, первые 200-300 км на только что приобретенной Nokian Hakkapeliitta R SUV, как и на любой новой шине, следует ездить в режиме обкатки.

Тест Nokian Hakkapeliitta R SUV

Испытано на себе
Корреспондент AG побывал этой зимой на испытательном полигоне компании Nokian Tyres в Ивало и проехал на автомобиле, «обутом» в шины Nokian Hakkapeliitta R SUV. Температура воздуха в время заезда была в районе 8-10 С мороза. Трасса на озере Таммиярви являлась очищенной от снега. При разгоне и торможении на льду шина вела себя хорошо, хотя если резко нажималась педаль тормоза, естественно, срабатывала ABS. Повороты вполне контролируемые, но при превышении скорости появляется склонность к заносу. А вот если машина ушла в занос, удержать ее практически невозможно. Проезд по испытательной трассе, на которой смоделированы обычные условия езды, включая подъёмы, спуски и повороты, проходил на 12-километровом извилистом участке плотно укатанной снежной поверхности с колеей глубиной 3-7 см.

Здесь машина полностью контролируется. Но больше всего удивило, что автомобиль на шинах Nokian Hakkapeliitta R SUV легко и просто, без всем известных провалов и скачков на выступах, может как покинуть колею, так и вернуться в нее! Тест, проведенный на ровной поляне с укатанным снегом, также показал хорошее поведение машины на поверхностях подобного рода. Правда, ощущается, что глубина протектора великовата – чувствуется его эластичность при резких и сильных бросках руля в сторону, при этом плавные повороты выполняются безупречно. При превышении скоростного режима на вираже в занос машина уходит неохотно, и даже если ушла, все равно ловит покрытие.

Тест Nokian Hakkapeliitta R SUV

Философия компании
Можно сказать, что Nokian Tyres выводит на рынок добротный продукт нового поколения. Совершенно очевидно, что по мере истирания протектора в процессе эксплуатации упомянутое чувство эластичности протектора при резких поворотах будет исчезать. Как сказали корреспонденту AG представители этой компании, ее философия – сделать так, чтобы водитель мог чувствовать контакт шины с дорогой, чтобы уход в занос не происходил резко, и он при этом мог предотвращать нежелательные последствия. В принципе, можно сказать, что новая нешипованная шина Nokian Hakkapeliitta R SUV этой философии соответствует.