9 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Таежное мерси. Охотничья этика

В славные советские времена магазины Страны Советов, в отличие от их более поздних аналогов, рекламой отнюдь не пестрели. Связано это было с тем, что, во-первых, рекламировать особо ничего не требовалось (эсэсэсэровские прилавки пустовали). А во-вторых, ассоциировался этот термин со всем отвратительным, что присуще в большей степени «загнивающему Западу». А не стремительно двигающемуся в светлое будущее первому в мире государству рабочих и крестьян. Но, чтобы стены торговых точек не пустовали, их завешивали разного рода высказываниями и советами (были-то мы Страной Советов). Среди которых встречались действительно ценные, не потерявшие своей актуальности и поныне. «Ничто не дается нам так легко и не ценится так высоко, как вежливость», – из их числа. Более того! Как кому-то ни покажется странным, в таком грубом и очень мужском занятии, как охота, вежливость – одна из ключевых и жизненно важных категорий.

Общие места
За редким исключением (маргиналы и Маугли) в массе своей охотники – люди цивилизованные. Сиречь окончившие школу, имеющие постоянную работу, семью, круг общения. Все это позволяет надеяться, что основы культурного поведения им знакомы не понаслышке. И значит, в обычной жизни они переходят дорогу на зеленый свет, держат вилку в левой руке и уступают место пожилой женщине в общественном транспорте. Но вот в лесу этот налет цивилизации с них, таких культурных и вежливых, слетает быстрее, чем осенние листья с деревьев в ветреную погоду. Впрочем, говорить о превращении едва ли уместно – проявляется скрытая по необходимости суть. Так же, как с манерой вождения. Хам в жизни на дороге становится еще большим хамом. В силу недосягаемости и защищенности, обусловленной наличием прочного корпуса автомобиля. Другими словами, присутствие некоего «орудия производства» значительно усиливает черты характера и укрепляет уверенность внутренних демонов в собственной безнаказанности. Вот только в лесу, на охоте, демоны эти вооружены в буквальном смысле слова! И тут недалеко до беды…

Очевидно, что подобные умозаключения посетили не одну светлую голову. Вероятно, благодаря таким озарениям и сложился определенный кодекс поведения на охоте, позволяющий в равной степени комфортно и безбоязненно находится в охотугодьях сколь угодно большому количеству вооруженных людей. Увы, немалая часть тех, кто гордо именует себя охотниками, с этим сводом негласных правил совершенно не знакома. Появившиеся в лесу, следуя течениям моды, они и сюда порой переносят те же «правила» (точнее сказать «понятия»), по которым живут и действуют в городских джунглях. Излишне говорить, что ни к чему хорошему это не приводит. Лишь вызывает закономерную злость и досаду у людей, влюбленных в лес и в эту древнюю мужскую забаву. У тех, кто познавал секреты охоты у «стариков», уясняя попутно обязательные традиции, ритуалы и нормы поведения с другими добытчиками. К чему может привести избыточное раздражение, говорить излишне. Лес, как и океан, умеет хранить свои секреты и наказывать непослушных. И вознаграждать истинных своих ценителей. Как раз и соблюдающих означенные выше правила. Которые, возможно, пришло время сделать писаными. Во избежание ненужного и неоправданного риска для не знавших их, но умеющих читать.

Таежное мерси. Охотничья этика

Встречают по…
Начать, как водится, придется с…одежды. И не только потому, что по ней встречают (в том числе и в лесу), но потому что важность ее в полевых условиях переоценить сложно. Парадокс, но именно в России с ее непредсказуемой погодой ярко проявляется «русский характер» – наплевательское отношение к охотничьему гардеробу. Вероятно, связано это с тем, что во все времена охота была доступна самым широким слоям населения. И часть этих самых «слоев» перенесла свое плебейское отношение к одежде и в лес. Любопытно, что при этом вопрос о качестве оружия даже не обсуждается – оно должно быть максимальным из того, что можно себе позволить! Но о нем после…

Излишне говорить, что одеваться нужно по сезону. Поскольку один вид замерзшего человека может вызвать уныние. Не говоря о том, что его придется как-то согревать, а то и лечить. Еще очень желательно, чтобы одежда была по размеру, хорошо подогнанной и… опрятной. Да-да, сколь бы модным ни был прикид «охотника», он не должен вызывать раздражения (а то и отвращения) у его партнеров. Так, если кто-то считает, что вид заляпанного грязью и кровью маскхалата или рюкзака делает его владельца брутальнее, он очень сильно ошибается. К слову, именно неподготовленный к охоте маскировочный костюм может свести старания целой группы на нет. Ведь зверь куда как лучше чувствует опасность, нежели человек, неспособный отстирать маскировку и тем самым скрыть следы былых побед, которые животному как раз очень легко унюхать.

Таежное мерси. Охотничья этика

Не стреляйте белых лебедей
И не только в них. Во все времена у охотников почиталось самым большим грехом выстрелить в самку, выкармливающую детеныша (поскольку гибель матери неизбежно влечет и гибель потомства). О беременных даже говорить как-то неудобно, поскольку это само собой разумеется. И тем не менее стреляют! И если для молодых охотников такая неразборчивость хоть как-то объяснима (неопытность, неспособность определить состояние и пол), то «побегавшим по лесам» такое поведение непростительно. Как правило, у каждого охотника есть своя любимая дичь, добычу которой он освоил в совершенстве. И именно этот вид (охоты и животных) его привлекает более других, превращая погоню за куском мяса в увлекательный спорт. Сознательное нарушение негласной договоренности с природой превращает такого «охотника» в преступника. И если не уголовного, то хотя бы морального.

Но кое-кого такие мелочи не пугают. И они преспокойно пользуются своим преимуществом и бедственным положением зверья, превращая тем самым процесс добычи в процесс истребления. И отстреливают животных при половодье или, напротив, засухе (когда дичь собирается у единственного источника воды). Только глупой жестокостью можно объяснить стрельбу по дичи, которую априори… невозможно достать. Чаще всего такое бывает при охоте на водоплавающую дичь, когда «охотник», не имея ни собаки, ни лодки, шмаляет по вспорхнувшей птице, отчетливо осознавая, что дотянуться до нее будет невозможно. И это притом, что одно из главных правил гласит: подранка необходимо найти. Или не делать его! Стреляя, к примеру, по стае пролетающих птиц. Да еще и на расстоянии, превышающем предел прицельного убойного выстрела оружия. В подавляющем большинстве случаев такая стрельба не обеспечивает поражения цели, но приносит уходящих подранков, которые в дальнейшим бесцельно погибают. Что не придает достоинства горе-охотнику, не повышает его авторитет и не прибавляет трофеев. А вызывает только закономерное недоумение, выливающееся в дальнейшем в нежелание брать его в команду, – зачем охотникам везти с собой безжалостного убийцу?! К слову, культурный охотник никогда не употребляет слово «убил» – только «взял», «отстрелял», «добыл», «снял влет». Мелочь, но показательная!

Таежное мерси. Охотничья этика

Человеческий фактор
Ну и как в разговоре о животных можно обойтись без самого развитого из них – человека? Приходится признать, что человеком кое-кого из посещающих леса двуногих назвали несколько преждевременно. Случаи не просто варварского, но откровенно бесчеловечного отношения к природе и ее обитателям, увы, не редки. Но еще более часто они происходят по отношении к себе подобным. И начинается все буквально с первых шагов по таежному мху – с прибытия. Именно тогда возникают споры, где какая группа будет охотиться. А ведь давно выведено правило, согласно которому право выбора места охоты или отдыха зависит от очередности прибытия. С учетом того, чтобы не находиться близко друг от друга и не мешать охоте товарищей-конкурентов. Из этого правила вытекает следствие – нечего болтаться возле чужого скрадка или шалаша, перекрывая (пусть и не намеренно) обзор и подставляясь под выстрел. Если же это облавная охота, не положено стрелять в зверя, идущего на соседний «номер». Право выстрела должно быть предоставлено именно ему.

А если все же стреляли двое, как определить в спорном случае, кто стал главным стрелком? Оказывается, очень просто. Принято считать, что копытного зверя и другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который произвел выстрел, остановивший и положивший зверя. Заяц, утка или другая мелкая дичь принадлежат охотнику, после выстрела которого был прерван бег или полет. И не нужно жарких дискуссий: добытчик тот, кто добыл. И нечего зариться на чужое!

Вообще, христианская заповедь «не укради» на охоте присутствует во всех возможных вариантах. Так, к примеру, не принято изымать дичь, попавшую в чужой капкан. Из гуманности дозволяется лишь умертвить животное. После чего настоящий охотник оставит добычу, предварительно укрыв ее от хищников. Отдельный разговор об охоте с собаками. Если так случилось, что один охотник непредумышленно застрелил, к примеру, зайца «из-под» собаки другого охотника, он обязан отдать трофеи владельцу собаки. Любопытно, что традиция предполагает вежливый жест в таком случае – стрелку возвращается заряженный патрон. Как знак благодарности и признания… затрат, которые требуется восполнить.

То же относится и к вопросу проживания. Так, не принято слоняться вокруг чужого бивака в отсутствии хозяина. Если же дом по той или иной причине стал общим (охотничья избушка или зимовье), совершенно неприемлемо что-то там ломать или портить. Более того, как правило, от предыдущих жильцов в таких времянках остаются сухари, соль, сахар, сухие дрова и спички. С тем чтобы уставшие, промерзшие до костей (а то и промокшие до нитки) «новоселы» могли быстро и без проблем развести огонь, обсушиться и наскоро, в ожидании полноценного ужина, чего-нибудь «поклевать». Такая предупредительность и забота вознаграждается… только продолжением традиции. Немного «долгоиграющего» провианта, спичек и дров не разорят охотника, но, возможно, спасут кого-то, идущего следом, от серьезных неприятностей.

И последний по списку, но отнюдь не последний по значению вопрос: выпивать или нет, обмывать или погодить до дома? Как правило, очень остро ответ на него не стоит. Не вспрыснуть добычу на русской охоте – дурной тон. Но! Как и во всем, нужно знать меру. Статистика неумолима: более 90 процентов несчастных случаев, происходящих на охоте, связано с употреблением алкогольных напитков. И в том нет ничего удивительного. Мало того что нетрезвый человек не может правильно оценивать обстановку и сам процесс охоты становится для него бессмысленным, наличие оружия в руках пьяного делает его крайне опасным для окружающих. И что может натворить такой стрелок с пьяных глаз, не знает, пожалуй, даже он сам. Вот только это будет уже не охота, а что-то другое. Очень от нее отличное…

Как несложно заметить, соблюдение всех вышеперечисленных норм не требует больших усилий. Но при этом делает охоту крайне приятным занятием. Процессом, доставляющим глубокое удовлетворение. А еще превращает ее в настоящее мужское увлечение, которому (возможно!) захочется посвятить себя без остатка…