8 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Охрана мотоцикла. Защитный механизм

Если спросить любого образованного человека, чем сейчас заняты люди в России, ответ будет предсказуемым: воруют! Если же не заниматься поисками того, кому ведом известнейший афоризм Салтыкова-Щедрина, а взять и осмотреться, то станет понятно – все остальные уже при деле. Сиречь либо воруют, либо присматриваются к тому, что плохо лежит. Национальное увлечение россиян распространяется буквально на все сферы их деятельности – от традиционного общепита до менее разрекламированного «распила» бюджетных средств. Где-то между этими двумя полюсами скромно и незаметно располагается чрезвычайно специфический слой любителей присвоить чужое – похитители мототехники.

Портрет психа
Психологический потрет мотовора нарисован давно. Почему только психологический? Да потому что о внешности его сказать можно немного. Он не похож ни на Чикатило, ни на Брэда Питта, у него нет потных ладоней и далеко выдающихся надбровных дуг (что, согласно работам Чезаре Ломброзо, говорит о его порочных наклонностях), нет редких зубов или горба. Ничто не указывает на его подлую натуру, и отличить его от соседа по гаражу или завсегдатая тусовок практически невозможно. Но есть между теми, кто угоняет мотоциклы, одно общее качество, связывающее их лучше и прочнее, нежели число врожденных X- и Y-хромосом. И это общее – необоснованное и ничем не подкрепленное желание восстановить «социальную справедливость». Разумеется, так, как ее понимает этот персонаж. И на этом этапе нам не обойтись без некоторого отступления в совсем уж академическую психологию, где для подобного поведения существует специальный термин «социопатическая самоактуализация». За этим мудреным понятием скрывается примитивная потребность… просто отнять дорогую и красивую вещь, пользуясь преимуществом в силе и отсутствием моральных барьеров. И надо признать, что жадность и корысть здесь не являются доминантными мотивами (хотя и не исключены вовсе). Все глубже и откровеннее. Мы, самцы, живем по генетически заложенной программе, важнейшим пунктом которой является потребность в победе над себе подобными. Наградой за что и являются материальные объекты, будь то шикарные самки, яхты, лошади, деньги или власть.

Охрана мотоцикла. Защитный механизм

Мотоцикл как воплощение несбыточных мечтаний – из их числа. И для многих, неспособных заработать на него умом, единственным способом доказать свое право на владение им остается сила. Такие пустяки, как христианское «не укради», не для них. Равно как и не прописанное там же – не оскорби, не унизь, не ударь. Ибо без применения всех трех способов добыть желаемое бывает очень непросто. Нож к горлу, удар арматурой по неприкрытой части тела (хотя битой – даже по прикрытой) – и владелец байка становится уступчивым. Дальше – дело техники. Две-три пары рук в состоянии подбросить практически любой байк на высоту кузова. Причем разговор не идет о трейлере или микроавтобусе с затонированными стеклами. Подобные предосторожности – удел профессионалов (о них ниже), у этой категории воров все примитивнее. Достаточно необорудованного грузовика, поскольку раскреплять байк для транспортировки никто не собирается, зачем?! На бок его, круша пластик, выворачивая зеркала и выламывая крепления поворотников… Впрочем, если теоретически мот можно будет продать… Да ладно, свои и так купят.

Приходится признать справедливость известного утверждения: против лома нет приема. И в случае буквального повторения в реальности такой ситуации лучше уступить. Понятно, что не по-мужски это. Но остаться калекой (а то и вовсе…) – совсем неправильно. У живого и здорового больше шансов найти и покарать воров. Ну или, если слабо, купить новый мотоцикл и с учетом приобретенного опыта быть поосторожнее.

Профи с большой дороги
Вторая категория мотоугонщиков менее многочисленна, выглядит поприличнее, да и образованна заметно лучше своих гоп-стоп-коллег. Эти работают основательно и не «уводят» что попало. Как правило, будущую жертву долго «пасут», а когда все готово, действуют быстро, хладнокровно, без лишнего шума и не оставляя следов. В том числе и на теле бывшего владельца. Поскольку действия профессионалов (а они именно профессионалы, поскольку работают с минимумом брака и максимумом прибыли) предсказуемы, противопоставить им можно… противодействие, то есть ряд предварительных мероприятий, серьезно (да пусть даже несерьезно!) затрудняющих им путь к чужой собственности. Давно известно, что главное оружие вора – отнюдь не вежливость, но неожиданность! Это во-первых. А во-вторых, скоротечность контакта объекта кражи и исполнителя. Если время, отведенное на «вскрытие», превышает норматив, как правило, вор отказывается от своих преступных намерений. Скорее всего, не навсегда, но…

Охрана мотоцикла. Защитный механизм

И первое, что необходимо предпринять, – стать повнимательнее. Да-да, именно так. Дело в том, что если ваш байк «заказали», то спасти его от посягательств могут только своевременно принятые меры. Ибо настоящие профи провала не терпят, поскольку любая ошибка в их среде – серьезный удар по репутации. А следовательно, и по заработкам. И потому следить за техникой придется в буквальном смысле постоянно. В особенности если в реальности почувствовали слежку или, как минимум, пристальное внимание. Самое простое – пересесть на что-то менее дорогое. А то и походить пешком. Если же не хочется, тогда… крутите головой, отмечая все несуразности и подозрительные перемещения. В пробке кто-то протискивается поближе к заднему колесу? Чуть-чуть газа, и нужно переместиться подальше (пусть даже с выездом на разделительную или на «стоп»). При остановке вокруг вас начинают группироваться неизвестные (как писал Андрей Кнышев: «Меня окружали милые люди, тесно сжимая кольцо») – в седло и ходу! И лучше подальше. А если таких случаев и случайностей набирается на стойкое подозрение в системе, как можно дальше. Лучше за город, к знакомым с коттеджем, в который на время можно будет упрятать байк. Если таковых нет, в деревню, «в глушь, в Саратов…». И это не гипербола. Договориться с приличным (это важно, а то пропьет) пейзанином о стоянке несложно, тут важно сразу предложить сумму, которая бы исключала отказ. Через пару-тройку недель можно будет забрать, поскольку похитителям ждать некогда. И они либо поищут другого, не столь внимательного, либо вынуждены будут на свои… приобрести точно такой же моц, чтобы не потерять заказчика (подобные случаи известны).

Храните в… сберегательной кассе
Это, конечно же, шутка. Ведь всем известно, что байки не принимают на хранения в банки, а жаль… И потому вопросами хранения и стоянки придется заниматься самостоятельно. О том, какие «электронные сторожа» сегодня наиболее популярны на рынке, какие «сигналки» и блокираторы можно использовать на уязвимых во всех отношениях «двухколесных», мы поговорим позже и основательнее. Пока же – о народных методах. Как наименее дорогих и максимально эффективных. Следует признаться, что никакие запоры и охрана не гарантируют стопроцентной безопасность мотоцикла, но задача у всех подобных способов несколько иная – сыграть роль сдерживающего средства. Поскольку без него хороший угонщик умыкнет байк быстрее, чем вы успеете произнести: «Э, чувак! Тебе чего на…» И чтобы эта фраза имела шансы быть хотя бы законченной, лучше применять несколько типов и видов средств защиты – из тех, о которых пойдет речь ниже.

Самое простое и доступное из этого списка – цепь с замком. Дешево, сердито, крайне эффективно (причем не только для защиты мотоцикла). Лучше всего не экспериментировать и купить цепь специальную противоугонную (а не из зоомагазина). Такие цепи изготавливаются из крепкого металла, имеют резистивные свойства на сверление, распил, деформацию и иногда на замораживание до определенной температуры. Понятно, что длина ее должна быть достаточной, чтобы «приковать» мотоцикл к чему-то, основательно вколоченному в землю – столбу или тумбе. Сравнительно недорогая «цепочка» (стоимость от 1500 до 3000 рублей) очень удобна и проста в использовании (правда, бывает тяжеловата). Пристегнутый за раму (это важно!) байк угнать практически нельзя. Только нужно смотреть, чтобы ни цепь, ни замок не доставали до земли, поскольку способность самого обычного зубила «перегрызать» любые металлы широко известна.

На втором месте по доступности стоят (лежат!) U-образные замки (которые еще почему-то иногда называют D-образными). Они отличаются длинной дужкой, которой можно пристегнуть мотоцикл к достаточно солидному объекту. Они же позволяют пристегнуть маятник к заднему колесу или вилку к переднему. Такой замок подороже цепи (от 3000 до 5000 рублей), но он полегче, поизящнее и покомпактнее при тех же эксплуатационных свойствах. Главный недостаток – не особо гибок (можно сказать, прямолинеен).

Охрана мотоцикла. Защитный механизм

Колесные замки (или, как их чаще называют, «скобы») «накидывают» на передний тормозной диск мотоцикла. Как несложно догадаться, его главная задача – заблокировать переднее колесо. Прост до примитивности: стальной стержень пропускается через отверстие в тормозном диске мотоцикла, соединяя две части замка простым щелчком. Лучше всего размещать такой замок перед (!) вилкой мотоцикла и «личинкой» внутрь. Да, будет неудобно отмыкать. Но каково будет делать то же самое вору?! Почему просто не распилить? Крайне утомительное предприятие, почти невыполнимая задача с закаленной сталью. Такие замки невелики по размерам, легки и компактны. Увы, он не защищает мотоцикл от… перемещения, скажем, на кузов. В случае крайней необходимости несложно обломать вместе с частью тормозного диска. Так что тросик или «цепочка» с замком в этом случае будут крайне желательным дополнением.

И последний по списку и ценности – замок тормозного рычага. Размер, вес, стоимость и даже принцип действия аналогичны только что описанному колесному замку. Такой замок устанавливают на руль и притягивают дужкой к рулю, зажимая тем самым передний тормоз и блокируя переднее колесо. Плюсы и минусы – как и в предыдущем случае. Но если требуется просто отбежать по нужде – вариант не худший. Но точно не идеальный.

Электроника… Кибернетика!
Понятно, что приведенный выше перечень – лишь малая часть того, что придумал человек, пожелавший… осложнить жизнь мотовору. Дальше – больше: существует еще масса электронных систем охраны, крайне популярных в наш продвинутый век. Но это, как говорится, совсем другая история…