Где равнодушие, там и бездушие
Владивосток снова прославился. Еще недавно о нем говорили в Москве, Санкт-Петербурге и даже на Украине. К сожалению, этот случай не вызывает гордости. Девочки-подростки отмутузили «на камеру» школьницу, которая имела неосторожность оскорбить одну из нападавших. Благодаря соцсетям и тщеславию «героинь» видео быстро стало достоянием общественности и вызвало приступ народного гнева, который крайне благодатно разлился по местным СМИ.
На радио, телевидении и в Интернете эксперты и обыватели обсуждали увиденное вдоль и поперек, высказывая полярные мнения по проблеме – от жесткого наказания до спуска истории на тормозах. Свои пять копеек вставили преподаватели потерпевшей, полиция и даже уполномоченный по правам человека, отделавшийся стандартно-дежурной фразой про воспитательный процесс в школе и уроки морали учащимся. Деталька мелкая, но очень наглядная, как ключик, который может открыть этот непростой ларчик.
Для практически всех высказывающихся поступок девушек был чем-то из разряда экстраординарного. Разумеется, все вспоминали о своем подростковом возрасте, о жестокости и насилии во дворах, сходясь во мнении о том, что раньше все было иначе. Мол, дрались, но без перегибов. При этом процесс эскалации насилия за последнее время обсуждающими был как-то упущен. Поэтому и резануло общественности слух приключившееся. Заудивлялись. Начали предлагать дежурные советы, забыв, что, несмотря на влияние медийности на формирование квазиреальности, пыльные рекомендации из прошлого не трансформируют настоящее.
Выяснилось другое. Все эксперты, высказывающиеся по теме, дружно оказались вне ее, обнажив полное незнание жизни подростков и нежелание в ней разбираться. Впрочем, ханжество спустилось к нам «сверху», достаточно вспомнить нашумевшую историю с отказом Министерства культуры РФ выдать прокатное удостоверение сербскому фильму «Клип». В картине Майи Милош в неприглядном виде показывались серые будни подростков, чьими развлечениями стали пьянки, дебош, промискуитет, зафиксированные на камеру мобильного телефона. Чиновники поморщились и ленту запретили, отрицая наличие проблемы в России. Более того, по их мнению, «Клип» мог развратить высокодуховный российский народ. И вот реальность повторила целлулоид – у нас тоже процветает подростковое насилие и желание продвигать его в массы. Тем временем эксперты начали дружно вторить чиновникам, притворно удивляясь, вспоминая о семейных ценностях или призывая ответить на насилие насилием. Я не оправдываю девчонок, которые, если называть вещи своими именами, напали на одну из своих, как шакалы. Девушки – всего лишь частица зеркального отражения того общества, которое теперь пытается их «вылечить». Не получится, о проблеме посудачат и забудут до следующего случая, чтобы потом снова заговорить об эскалации насилия.
Не спорю, некоторые из высказывающихся в СМИ говорили дельные вещи, и, положа руку на сердце, нужно отметить, что не перевелись еще на свете люди, которые стараются менять ситуацию к лучшему. Но пока мнение общественности, которое призывает линчевать провинившихся или заболтать проблему пустыми словами, превалирует, все останется не прежних местах. Хотите отвлечь молодежь от бездумного шатания по подворотням – оборудуйте для ребят спортзалы, стадионы, сделайте более доступным культурный досуг. Тогда у многих не останется времени на Интернет и его «тлетворное влияние». Всегда нужна альтернатива, поскольку одними запретами, наказаниями, а тем более равнодушием ничего не добьешься. А пока не можете этого сделать, не пеняйте на зеркало. Оно хотя и кривое, но реальность отражает неплохо.