2 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Что в памятнике тебе моем?

Во Владивостоке крайне мало памятников. Я говорю это не потому, что краевой столице не хватает народных героев, а потому, что о них некому заботиться. Свежий случай – бронзовый моряк Эдик, привозивший в портовый город пластинки Led Zeppelin, «переоделся в джинсу». Грубо говоря, металл, из которого сделан памятник, покрылся коррозией под воздействием факторов внешней среды. Учитывая ту шумиху (активно постарались блогеры), с которой возле 33-й аптеки (в центре приморской столицы) появился культовый моряк дальнего плавания, случай показательный. Несколькими месяцами ранее посыпались первые жалобы в адрес памятника актеру Юлу Бриннеру, который «неожиданно поехал в сторону» из-за треснувшего асфальта. Морячка, поющего серенады на крыше здания напротив мэрии, в статистику не включаем, его без специальной оптики внимательно не разглядеть.

Выходит, что из трех последних памятников с дефектами вышло два. Общественность активно продвигает новые идеи по заселению городских улиц, исполнители некоторые идеи воплощают, а потом всем становится неинтересно. Культура облагораживания пространства только появляется, а культура заботы о трудах своих еще не привита. В качестве примера могу привести старинный украинский город Львов (а есть и более близкий – Хабаровск), буквально усеянный памятниками, – они встречаются на каждом шагу, стоя на проходе или прячась в уютных переулках. Многие из них бронзовые, в некоторых местах начищенные до блеска. И в большинстве своем нормального рыжеватого цвета, за исключением тех, которые находятся на крышах. Львовяне любят своих «мазохов», «националистов» и «поэтов», заботясь о них и после смерти. Зеленые памятники, как правило, приезжие не видят. Львов, как и Владивосток, притягивает множество туристов, только, в отличие от приморской столицы, украинский град ориентирован на посетителей.

Наш Эдик, практически единственный в своем роде, представлен как на витрине, его могут разглядеть все желающие. В Интернете уже начали появляться призывы по спасению моряка, то есть пожелания почистить его купоросом на средства особо активных граждан. А те, кто памятник установил, пока предпочитают отмалчиваться. Хочется верить, что Эдику все же вернут первоначальный вид и будут поддерживать в нормальном виде, но почему это должно происходить только по подсказке? А как быть, если при таком отношении у следующего персонажа может отвалиться нога или рука? Тоже отмолчатся или спихнут на исполнителей, которые всегда и во всем виноваты? Или спишут на специфическую приморскую погоду?

Вопросов много, а ответ один: никто не хочет ни за что отвечать. Но ведь есть же и позитивные примеры в нашем городе, взять тот же монумент, установленный в честь погибших в Русско-японской войне моряков. Он по-прежнему пребывает в нормальном виде, не поплыв и не позеленев. Но если нам не хватает времени и средств, чтобы ухаживать за памятниками, то и не надо мудрствовать лукаво, подбирая материал для них. Учитывая любовь «серого дома» к гранитным и цементным изделиям, можно все последующие малые архитектурные формы делать из вышеперечисленных материалов, а потом раз в год их обновлять. Погода же у нас неблагоприятная для камня, судя по многочисленным переделкам скверов.

Если продолжить аналогии, то лучший пример обустройства города неравнодушными жителями – это металлические копии фантастических персонажей – Чужого и Хищника, долгое время восхищавшие горожан. Спроектированы и установлены они вопреки любителям гранита и цемента. Да вот только что теперь – жить обособленно или все же вместе?