11 Октября 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Автошкола выживания

Недавно получил новые права – значит, стаж зашкалил за десять лет. Это, конечно, немного. Иные по 30-40 лет проводят за рулем, да и опыт их – таксистов, перегонщиков, дальнобойщиков – несравним с моим «автолюбительским», по маршруту дом – работа и иногда куда-нибудь за город. И все-таки честные десять лет за рулем и 150-200 тысяч километров, намотанных по нашим дорогам, дают моральное право делать осторожные обобщения и замахиваться на глубокомысленные выводы.

Глядя сейчас на учебные автомобили, с черепашьей скоростью колесящие по «школьным» маршрутам, всматриваясь в преувеличенно серьезные лица курсантов и курсанток и их широко открытые глаза, я вспоминаю себя, только что получившего права (по-честному, без всяких) и тут же купившего подвернувшуюся легковушку. Опыта было ноль – никто мне до этого порулить не давал. Сначала была «мокрая спина» и возмущенные клаксоны соседних машин. Это было некомфортно. Но еще хуже оказалось чувство ложной уверенности, пришедшее через месяц и завершившееся ожидаемой аварией.

…Если бы это зависело от меня, я бы серьезно изменил систему обучения в автошколах. Чтобы учеников готовили не к экзаменам, как сейчас, а к реальным дорожным условиям.

Во-первых, курсанты стали бы учить матчасть – не кривошипно-шатунные механизмы и прочие интересные, но ненужные вещи, а то, что на самом деле следует знать. Например, что такое аккумулятор и как правильно «прикуривать». Как подкачивать и менять колеса. Как выявлять неисправности двигателя и оценивать их возможные последствия. Как проверять уровень масла, антифриза и других жидкостей. Как свистит ослабший ремень и гудит уставший ступичный подшипник. Чем «чек энджин» отличается от «масленки». Как следует ухаживать за автомобилем, в какие сроки менять расходники, как готовить машину к смене сезонов…

Во-вторых, я бы серьезно занялся информационно-психологической подготовкой водителя. ПДД – это хорошо, но, помимо писаных, есть и неписаные правила этого самого движения, причем от города к городу они различаются (во Владивостоке принято водить так, а, скажем, в Уссурийске – чуть иначе; в большом и забитом транспортом городе – так, а на трассе – по-другому). Помимо формальных правил, большая часть которых вскоре после получения прав забывается за ненадобностью, существует такое понятие, как безопасное поведение на дороге, и оно куда важнее, чем неукоснительно-туповатое соблюдение буквы закона. Отдельное искусство – предупреждение типичных аварий. И еще есть понятие культуры вождения, которой водителям часто не хватает. Даже бейсбольные биты у нас считаются автомобильным аксессуаром, ибо в бейсбол все равно никто не играет.

Отдельная песня – как общаться с инспектором ДПС и как оформлять ДТП, в которое рано или поздно каждый попадает. Тем более что в этой сфере то и дело меняются правила игры – ужесточаются санкции за нарушения, появляются новые знаки, «европротоколы» и т. п. Значит, водителей нужно образовывать и юридически.

Важным спецкурсом могло бы стать знакомство с «узкими» местами города, в нашем случае Владивостока: где и почему чаще всего возникают пробки, какие есть альтернативные объезды, какие маршруты особенно опасны зимой или во время тайфуна. Всему этому лучше обучать в реальных условиях – не в аудитории.

А еще иногда случается зима. Одно дело – плоская Москва и совсем другое – Владивосток. Скатываться задним ходом по обледенелой горке – удовольствие очень специальное.

По-хорошему, нужно бы обучать и прикладному offroad’у – технике езды по бордюрам и колдобинам. Или безаварийному прохождению открытых люков и ливневок, но это уже высший пилотаж, это – к каскадерам.

Чтобы автошколы были не комбинатами по получению прав, а в полном смысле слова школами, нужно многое менять. Иначе молодым водителям придется постигать уроки дороги на собственной шкуре – с неизбежным ущербом для нервов, кошелька, а то и здоровья.

…Впрочем, мне незнакомы люди, обладающие чудесным даром учиться на чужих ошибках, не совершая своих.