27 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Илья Лагутенко о фестивале V-ROX

Лидер группы «Мумий Тролль», организатор и куратор прошедшего 22-25 августа фестиваля V-ROX (Vladivostok Rocks), – о сверхзадачах фестиваля, азиатской музыке и новой роли, которую должен играть Владивосток.

О фестивале V-ROX
– В мире есть огромное количество музыкальных фестивалей, на многих из которых мне довелось выступать и в качестве хедлайнера, и в качестве никому не известного зарубежного артиста. Можно собрать какое-то количество миллионов долларов, отгородить площадку, привезти всех известных музыкантов, продать билеты и заработать. Так работает 90% индустрии музыкальных фестивалей в мире, но есть 10%, в которых – момент открытия.

Мне действительно интересен этот фестивальный проект. В нашей стране нет ничего подобного, в мировом масштабе подобные идеи есть, но у них чуть-чуть другие ориентиры. Фестиваль здесь для меня – составляющая шоукейса (мы пытались перевести это слово на русский, получилось «смотр талантов», творческая лаборатория). Больше всего мне хотелось на примере музыкального фестиваля вдохнуть в определенное место, в данном случае Владивосток, просто новую, если хотите, социальную жизнь, которая ведет за собой экономическое развитие. Мы хотим построить «Владивосток-3000», о котором с Васей Авченко написали в книге. Фестиваль – это робкий шаг к фантастической реальности.

Илья Лагутенко о фестивале V-ROX

Планов громадье, но настало время расставлять приоритеты. Собственные силы небесконечны. Думаю, в следующем году «Рок Владивостока» для меня – и жизненный, и рабочий приоритет. Задан старт, дальше – большая методичная работа, которая мне очень интересна. Я действительно хотел бы превратить это мероприятие в значимое международное событие, о чем бы ни говорили скептики. Найти тот путь, ту схему, когда не то что это все сможет работать само по себе, но когда деловая модель будет работать так, как задумано.

Вся идея фестиваля «Рок Владивостока» – смотр тенденций, в данном случае – мировых музыкальных. Если этого не сделаем мы, то за нас это сделает кто-нибудь другой в том же Пусане. Было очень важно воспользоваться уникальной ситуацией. Начало положено, и дело уже не во мне лично и не в группе «Мумий Тролль». Идея вручена в руки жителей города, приезжающих артистов, специалистов. Через десять лет мы сможем подвести первые итоги.

О хедлайнерах
– Приехали две сотни артистов, это действительно энтузиасты, эта армия будет расти и расти. Пригласить людей было несложно, но одной из проблем оказалось оформление виз.

Изначально был ориентир на страны АТР по причине принадлежности Владивостока к этому региону и по той простой причине, что мои собственные меломанские изыскания в далеком детстве я начинал с японских рок-групп – во Владивостоке можно было слушать на длинных волнах японское радио, когда никакого рок-н-ролла в Советском Союзе не существовало. Меня заботил этот вопрос: почему они так близко, а мы о них не знаем? Может быть, мне еще и как профессиональному востоковеду всегда казалось, что идея интеграции европейской и азиатской музыки в одно целое лежит на поверхности, но никто этим не занимается.

Илья Лагутенко о фестивале V-ROX

Каким образом выбирались хедлайнеры? Была определена география: Россия, Япония, Китай, Корея, США. Хотели еще Австралию, но физически не успели довести переговоры до конца, оставили на следующий год. От России у нас есть замечательный хедлайнер – группа «Мумий Тролль». Вопрос финансовый был не последним, нам реально надо было свести все к минимуму, особенно статью расходов «гонорар артистов». За «Мумий Тролль» я могу принять волевое решение и сказать, что даже техникам зарплаты в этот день не будет. С другими приходилось говорить персонально. Я ездил в каждую страну и вел исследования: какие коллективы, во-первых, реально имеют какой-то объективный вес в своей стране, какие из них готовы идти на переговоры, какие из них мне лично симпатичны как любителю музыки.

В этом списке оказался P.K.14 – ведущая группа китайского рок-андеграунда. Дальше идет Япония – Ego-Wrappin’, она не совсем характерна для японского мейнстрима, но это та группа, которую в прессе называют культовой. No Brain – это мейнстримовый панк-рок и, наверное, добившаяся самого большого коммерческого успеха у себя на родине корейская рок-группа. Американская Julien-K – современная реинкарнация известной группы Orgy, то есть название неизвестное, но участники вполне статусные, я знаю их лично.

Сюрприз открытия фестиваля – группа «Странные игры», которую мы не видели на сцене с момента, когда умер один из ее основателей Гриша Сологуб. Виктор Сологуб несколько месяцев назад сказал об идее реанимировать группу «Странные игры» – вместо его брата будет играть его сын. И я сказал: добро пожаловать во Владивосток. Такая у нас подобралась дружеская международная компания.

Об электронной музыке
– Сегодня у нас очередная попытка представить группу «Кета» живьем. Электронная музыка – у нее есть свои нюансы, когда ты ее выносишь на широкую публику. В электронной музыке меньше человеческого контроля над ситуацией, а больше зависимости от технологий и машин. Мы до сих пор пытаемся находить какие-то виды выражения этой музыки на сцене, потому что даже мировой опыт подсказывает, что электронным музыкантам трудновато. Мне особенно тяжело совмещать в данном случае «Мумий Тролль» и разработку проекта «Кета» для большой сцены, потому что это требует особого внимания, а особое внимание требует особого времени.

Об альбоме «SOS матросу»
– Альбом выходит в дорогом подарочном издании на компакт-дисках, на виниловых пластинках и на компакт-кассетах – для любителей иметь осязаемую музыку. В электронном виде он появится в официальной продаже на платформах типа iTunes, на «Яндексе» стримовую подачу можно слушать уже сейчас. Гастрольный тур в поддержку альбома открывается во Владивостоке, затем мы едем в Хабаровск, на Сахалин, на Камчатку, в Сибирь, а заканчиваем тур в Москве и Санкт-Петербурге в декабре.

Для меня эта пластинка – своеобразное подведение итогов. Когда я записывал самые первые песни в 13-14 лет, мне бы хотелось записать их так, как я сейчас, наконец, это сделал.

Илья Лагутенко о фестивале V-ROX

О новом участнике группы «Мумий Тролль»
– К нам присоединился Саша Холенко (он же DZA, главный идеолог лейбла how2make. – Прим. В. А.), в ходе гастрольного тура «SOS матросу» он будет исполнять клавишные и электронные партии, которые звучат в альбоме. Я с ним был знаком давно, но близко мы не общались. Весной этого года мы случайно встретились в Гонконге, и я попросил его помочь мне с организацией электронной части фестиваля V-ROX ресурсами его компании. Теперь вся эта совместная активность перерастает дальше. Многие говорят: он учился в твоей же школе, поэтому вы так легко находите общий язык, принцип землячества сработал… Это действительно так – мы учились в одной школе, просто с разницей в десять лет (владивостокская школа №9. – Прим. В. А.). Саша – один из главных музыкантов экспериментальной электроники российского масштаба, которых действительно знают на мировой музыкальной сцене. При этом он – знаток песен группы «Мумий Тролль». Теперь у нас в группе есть хотя бы один человек, который помнит все слова песен и мне подсказывает.

О Владивостоке
– Мне всю жизнь казалось, что ни у какого другого города нет потенциала стать точкой, которая бы собирала вокруг себя различных людей со своими фантазиями, мечтами, творческими поисками. Близость к самым разным азиатским странам и культурам – заявляю как востоковед – это уникальная данность, грех ею не пользоваться.

Шоукейс-фестиваль не может состояться в городе с населением свыше миллиона – он растворится в других событиях. Масштаб Владивостока и его географическое положение идеально подходят для международной творческой музыкальной конференции, которая через Азию открыла бы ворота в международную музыкальную индустрию для российских музыкантов.

То, что происходит во Владивостоке последние несколько лет, очень меняет город и настроение в нем. Может быть, люди, здесь живущие, еще не понимают, насколько эти перемены необратимы.